SketchUP. Знакомство. Первые шаги.

Скажите, вы мне поверите, Если я Вам скажу, что создать 3D-модель можно очень просто? Наверняка, большинство будет сомневаться и откажется принимать на веру мои слова по очень простой причине – для большинства из нас создание полноценной 3D-модели сродни рисованию шедевров художников эпохи ренессанса, и следовательно, требует получение особого образование.

В этом случае люди просто перегибаю палку, усложняя всё. Тем более, что я говорю не о 3D-моделях персонажей, изобилующие большим количеством деталей и имеющий потрясающую проработку, которые так и просятся на экраны игр.

В данном случае я подразумеваю создание простейших моделей, которые не представляют особой сложности.

Хотя нельзя исключать данной возможности.

Надеюсь, я Вас заинтриговал?

Если да, тогда слушайте меня внимательно, сейчас я вам расскажу о том, как работать в одном из самых простейших редакторов трехмерной графики.

SketchUP

SketchUp – это программа, позволяющая создавать простейшие трехмерные модели мебели, архитектурных сооружений, интерьера.

Изначально программа разрабатывалась в недрах небольшой компании @Last Software, но где-то в марте 2006 года данную программу с её создателями приобрела корпорация GOOGLE, а через 6 лет, в апреле 2012 года компания Trimble Navigation выкупила у GOOGLE SketchUp. Под чьим крылом она и находится по сей день.

Чем так примечательна данная программа, так это наличием платной версии- SketchUp Pro и бесплатной версии, SketchUp Make. Есть ещё SketchUp Free, но она более урезана, для некоммерческого использования.

Разница двух данных версий заключается в том, что бесплатная версия имеет некоторые ограничения по функциональности, но это в основном касается возможностей экспорта в другие форматы трёхмерной графики. По основному функционалу я не заметил особых различий.

Главной особенностью, которая наиболее часто подчеркивается производителями данного программного продукта, является практически полное отсутствие каких-либо диалоговых окон с предварительными настройками.

Абсолютно все габаритные настройки производятся во время использования инструмента. Либо по окончании выполняемых действий они заносятся с клавиатуры в поле “Value Control Box” (поле контроля параметров), располагающиеся в правом нижнем углу, рядом с надписью «Панель измерений»(Measurements).

Кроме вышеописанной возможности, существует ещё одно ключевое преимущество, выделяемое авторами программы – инструмент «Тяни/Толкай»(Push/Pull), дающий возможность выдвигать любую из плоскостей объекта в сторону, создавая по мере движения боковые плоскости.

Кстати, осуществлять движение плоскости можно не только по прямой, но и по заранее заданной кривой, только в этом случае необходимо использовать другой специальный инструмент «Ведение/Следуй за мной»(Follow Me)

Но вот чего нет в данном редакторе трехмерной графики, так это поддержки карт смещения, так как данный программный продукт не нацелен на профессиональную аудиторию, по этой причине отсутствует поддержка карт смещения (displacement maps (англ.))

Карты смещения – это технология, являющаяся альтернативой программным техникам, таким как карты нормалей, рельефное текстурирование, эффект параллакса. Данная технология используется для создания дополнительных геометрий, придавая объекту больше глубины и детализации.

Требования к системам на базе Windows 7, 8, 10 c официального сайта

Для установки и авторизации SketchUp требуется подключение к Интернету и использование некоторых функций.
Microsoft® Internet Explorer 9.0 или новее.

SketchUp Pro требует .NET Framework версии 4.5.2. Для получения дополнительных сведений о платформе .NET щелкните здесь.

Для SketchUp требуется 64-разрядная версия Windows. Кроме того, для установки SketchUp Windows 8.1 должна быть актуальной с помощью Центра обновления Windows.

Boot Camp, VMWare и Parallels не поддерживают среды.

Рекомендуемое оборудование

Процессор 2+ ГГц

ОЗУ 8 ГБ

700 МБ свободного места на жестком диске

3D-видеокарта с 1 ГБ памяти или выше и поддерживает аппаратное ускорение. Убедитесь, что драйвер видеокарты поддерживает OpenGL версии 3.0 или выше и обновлен.

Производительность SketchUp в значительной степени зависит от драйвера графической карты и ее способности поддерживать OpenGL 3.0 или выше.

Чтобы проверить совместимость вашей видеокарты, загрузите и запустите приложение SketchUp 2017 Checkup. Исторически сложилось так, что люди видели проблемы с картами на базе Intel с помощью SketchUp. В настоящее время мы не рекомендуем использовать эти видеокарты с SketchUp.

3-кнопочная, мышь с прокруткой.
Минимальное оборудование
Процессор 1 ГГц
ОЗУ 4 ГБ
16 ГБ общего пространства на жестком диске

500 МБ свободного места на жестком диске

3D-видеокарта с 512 МБ или выше и поддерживает аппаратное ускорение. Убедитесь, что драйвер видеокарты поддерживает OpenGL версии 3.0 или выше и обновлен.

Установка

Хотел я написать следующий ряд действий, который ранее сам выполнял, но как оказалось на данный момент это всё стало не актуально.

Здесь всё просто: заходим на сайт разработчика, выбираем версию, в данном случае бесплатную SketchUp Make 2017 (самая свежая версия на момент написания данной статьи), как оказалось и самая последняя.
Нажимаем клавишу «Start Modeling», и тут нам предлагают войти в свой аккаунт, а для этого мы должны сначала создать его. Поэтому жмем на нижнюю надпись «Create new Trimble ID», и проходим процедуру регистрации. Это не сложно.Указываем имя, фамилию (можете конечно наврать :), но зачем- вы же с официального сайта качаете бесплатную версию), почту и будущий пароль к нашему аккаунту. За тем вам на почту придёт письмо в котором необходимо произвести активацию аккаунта. И вот теперь Вы можете начинать скачивание.

Наш с вами путь будет слегка другой. Заходим в поисковую систему. Я взял для примера Google, в строке поиска я ввёл «sketchup make». Прожимаем первую ссылку, и попадаем на сайт разработчиков программного обеспечения.

И теперь нас спрашивают наш адрес почты, для чего будет использована программа и операционная система нашего компьютера. Указываем, что нам больше нравиться.

И вот началось скачивание, выкинув нас на страницу с объяснением как произвести установку данной программы.

Установочный файл скачался, возможно быстро, возможно медленно, всё зависит от скорости Вашего интернета.

Нажимаем на его иконку, тем самым запускаем программу установки. А тут всё просто. Нажимаем “Next”, появляется новое окно в нём выбираем «Change», по крайней мере, у меня выскочило именно оно. По причине того, что программа уже установлена на моем компьютере.

Но если честно там ничего сложного нет, стандартная установка знакомая всем и каждому. По этой причине я не буду удалять свою прогу, так как у меня всё там уже настроено

Итог всех действий будет следующий: у вас установится не одна программа, а целых три. О них мы можем поговорить позднее, в других материалах, но если честно к их помощи я не прибегал.

У вас на рабочем столе или в меню «Пуск» появятся три ярлыка собственно сам «SketchUp Make 2017»( но скорее всего приставки Make, не будет, а будет просто «SketchUp 2017»), «Style Builder 2017» и «LayOut 2017»(не запуститься, если нет лицензии на SketchUp Pro 2017).

Запуск программы

Дважды кликнув по ярлыку программы, Вы осуществите самый первый запуск программы. При первом запуске программы вам предложат выбрать шаблон рабочей области. Разница между ними заключается в том какие единицы будут использоваться, дюймы, метры, миллиметры и стартовой рабочей области.

Во многом выбор области зависит от того, что вы решили создавать. Если это мебель и дизайн интерьера, то лучше отдать предпочтения миллиметрам. Сам занимался моделированием шкафов и кухонь.

Выбрав подходящий Вам шаблон, нажимаем запуск или Start SketchUp.

Работа в программе. Как менять позицию камеры

Допустим, вы выбрали шаблон, в котором обзор осуществляется сверху, но вид, от которого вы будете смотреть всегда можно поменять.

И тут можно пойти несколькими путями.

Первый. Вам необходимо левой кнопкой мыши нажать на раздел меню «Camera». Затем навести курсор на пункт «Standard Views» и в появившемся списке выбрать «ISO», или какой-то другой. Но в нашем случае вид изменился на изометрию (ISO).

Изометрическая проекция, порой проходит под сокращением изометрия – это разновидность аксонометрической проекции, при которой в отображении трёхмерного объекта на плоскость коэффициент искажения (отношение длины спроецированного на плоскость отрезка, параллельного координатной оси, к действительной длине отрезка) по всем трём осям один и тот же. Слово «изометрическая» в названии проекции пришло из греческого языка и означает «равный размер», отражая тот факт, что в этой проекции масштабы по всем осям равны. В других видах проекций это не так.

Второй, щелкнув справа рядом с панелью инструментов правой клавишей мышки, вы вызовите контекстное меню, в котором, выбрав в списке пункт “Views”, у Вас появится новая панелька с видами и тут вновь вы вольны выбирать. И тут вы можете тоже выбрать ISO.

Третий, воспользоваться инструментом на панели «Orbit». Нажав на него и зажав левую кнопку мыши, вы будет вольны сами выбрать с какой позиции осуществлять наблюдение за процессом рисования.

Кроме нажатия на клавишу инструмента «Orbit», вы можете просто воспользоваться колесиком мышки, так как по умолчанию к нажатию скролла (колесика) привязано использование данного инструмента.

Заметьте, что в левом верхнем углу рабочей области программы указывается, с какой точки мы смотрим на рабочее пространство.

Но кроме инструмента «Orbit» существует еще два инструмента для ориентации в рабочем пространстве программы.

Первый – это Pan(кто-то его называет лапкой, из-за иконки данного инструмента). Он служит для так скажем панорамирования, то есть при помощи данного инструмента осуществляется движения в пределах заданной плоскости в любом направлении. Позволяя проводить осмотр Вашей модели более тщательно и удобнее. Управлять просто зажимаем левую кнопку мыши и тянем.

Второй, это всем известный Zoom (Зум). Я надеюсь никому тут ничего разъяснять не надо. Хотя всё же давайте расскажу. Благодаря данному инструменту Вы можете приближать и отдалять камеру(позицию с которой вы смотрите на объект). Здесь работает тот же принцип, зажал и потянул.

Но постоянно переключаться между данными инструментами слишком накладно, поэтому все манипуляции были привязаны к мышке и её скроллу (колесику), да-да, так же как с «Orbit».

Так для задействования инструмента «Zoom» вам необходимо крутить скролл, чтобы приблизить – вверх, чтобы отдалить – вниз. А вот для задействования инструмента ««Pan», необходимо зажимать скрол и клавишу «Shift» и перетаскивать мышь в необходимую Вам сторону.

Работа в программе. Как рисовать

Для рисования вначале стоит определиться, что вы хотите нарисовать. Допустим «Квадрат».

Для этого необходимо выбрать инструмент «Rectangle», если вы его не видите, то в этом случае нажмите на стрелочку внизу, расположенную рядом с пятым слева инструментом. В появившемся ниспадающем меню. Теперь выберете инструмент «Rectangle».

Затем перемещайте курсор мыши в рабочую область. Нажав левую кнопку мыши вы поставите первую точку от которой будете рисовать, а кликнув ещё раз левой кнопкой мыши, вы установите вторую точку, тем самым закончив рисование.

Заметьте, как в правом нижнем углу меняются цифровые значения и слева от них написано “Dimensions”. На это стоит обратить внимание, так как это будущие размеры Вашего квадрата. Это касается не только данной фигуры, но и всех остальных, именно в этом поле мы можем указать более точные размеры нашей фигуры, плоскости. То есть, когда вы рисуете какую либо фигуру, то рисование данного объекта происходит в его реальных размерах. По этой причине некоторые производители мебели и дизайнеры интерьеров используют SketchUp

Вот и готов наш Квадрат.

Небольшое отступление. Как вы заметили, рисование осуществляется довольно просто. Чаще всего оно заключается в двух кликах.

Устанавливаем точку, из которой будем рисовать, и устанавливаем вторую точку, заканчивая рисование. И так везде. Но кроме этого существует и другой способ.

Нажимаем левую кнопку, удерживая ее, перетаскиваем мышью в нужном нам направлении и отпускаем. И данный способ также применим ко всем инструментам рисования.

А если Вас не устраивает то, что вы нарисовали, всегда можно воспользоваться волшебными клавишами CTRL+Z, либо командой «Undo» в меню “Edit” (там, кстати, указана другая связка клавиш, но и наша с вами тоже работает).

Следующий инструмент, который мы с Вами используем – это упомянутый ранее «Push/Pull»( Тяни/Толкай).

Для этого нажмите на иконку на панели инструментов (шестая слева), наведите на наш квадрат, обратите внимание, как изменилась поверхность плоскости квадрата. Она покрылась синими точками.

Это значит, что плоскость активна и с ней можно работать. Кликаем по поверхности, тянем вверх. У нас теперь получается параллелепипед. И заканчиваем операцию ещё одним кликом. Вот короб готов.

Но как я говорил ранее, тянуть плоскости фигуры вы можете в любые стороны.

Кроме того, вы можете рисовать прямо на уже готовой фигуре: для этого воспользуйтесь вновь инструментом «Rectangle» и наведите его на Вашу фигуру. Заметьте, как будет изменяться курсор и прилипать к определённым точка, таким как углы (узел) и середина грани. Всё это сделано для нашего удобства.

Теперь выберите точку из которой будете рисовать, например, один из углов, и нажмите на левую кнопку мыши, чтобы начать рисование, и не выходя за пределы данного параллелепипеда, кликните еще раз, чтобы закончить рисование.

Теперь когда у нас есть квадрат на поверхности квадрата воспользуемся инструментом «Push/Pull»( Тяни/Толкай). И задвигаем только что созданную плоскость.

Каждый из инструментов рисования будет ориентироваться на поверхность, с которой вы работаете. Помните как я упоминал про так называемые вспомогательные точки, которые позволяют существенно упростить процесс моделирования. Две я упомянул: угол- зелёная точка индикатора, и средняя точка – имеющая голубой индикатор. Но так же стоит упомянуть точку на грани – красный индикатор.

Можете нарисовать на вновь созданных плоскостях ещё что-нибудь, допустим круги, для этого в том же разделе что инструмент «Rectangle», пятый слева на панели инструментов, нажимаем слева стрелку вниз и выбираем инструмент «Circle», в ниспадающем меню вы найдете еще фигуры.

А теперь создаём на поверхностях пару кругов. Если Вы нарисовали, попробуйте воспользоваться «Push/Pull» ( Тяни/Толкай). А затем проведите круговой осмотр вашей получившейся модели при помощи ранее рассказанных Вам инструментов навигации.

Осмотрели? Хорошо? Со всех сторон? Снизу? Сверху? Сбоку? Сзади? Вокруг?
Отлично. Продолжаем!

В качестве закрепления и изучения дополнительных функций SketchUp, программы в которой мы с вами работаем, мы попробуем нарисовать простейший домик с трубой. Для этого нам будет необходимо удалить всё что было создано ранее. Поэтому стандартное сочетание клавиш «CTRL»+A нам поможет: выделив всё, нажимаем клавишу «DELETE».

Теперь, когда ничего не осталось, вновь рисуем параллелепипед. Затем используем инструмент “Line /Линия” (третий слева). Выводим курсор на среднюю точку верхней поверхности, и ведем до противоположной середины этой плоскости. Алгоритм рисования такой же как и у всех остальных инструментов.

Теперь, когда есть линия, которая разделяет нашу поверхность ровно посередине, выделяем её. Делается это при помощи инструмента «Move»/ Перемещение.

Подносим его (перемещение) к выделенной ранее инструментом «»/Выделение, первой слева линии. Зажимаем левую кнопку и начинаем поднимать вверх.

Посмотрите, если линия идущая от начальной точки перемещения имеет цвет синего пунктира, то значит траектория вашего перемещения идет перпендикулярно вверх и параллельно синей оси Z, назовём её так. Следовательно, Вы всё делаете правильно.

Кроме того, в зависимости от того, вдоль какой из осей вы ведете свою линию или перемещение, или другие операции, Ваша траектория будет осуществлять привязку и окрашиваться в тот цвет параллельно которого вы движетесь. Это весьма удобно и позволяет более точно производить операции.
А если вы не хотите, чтобы перемещаемый объект ушёл неожиданно с данной линии, то тогда зажмите Shift в этот момент.

В результате у нас должен получиться ровный домик.

Теперь попробуем нарисовать трубу, используя в качестве вспомогательных средств другие оси ординат и другие вспомогательные средства.

Способов нарисовать трубу существует множество, но мы будем с Вами рассматривать один.

Итак, выберете инструмент “Линия”. Теперь подведите его к одной из граней крыши. Нажмите левую кнопку мыши и ведите строго вертикально вверх, чтобы линия становилась пунктирной синей. С длиной не переборщите! Нарисовали? Отлично.

Теперь спускаемся чуть ниже и тоже на грани выбираем точку и ведем ее строго вверх. Заметьте что когда ваши точки поравнялись, то SketchUp Вам подсказывает, что эти две точки находятся на одном уровне.

И раз они на одном уровне, то можно остановить операцию рисования линии именно в этой точке. А теперь соединим эти две токи и закроем, одновременно создавая новую плоскость.

Теперь при помощи «Push/Pull»( Тяни/Толкай) мы вытягиваем поверхность в сторону крыши дома, а затем при помощи этого инструмента оттаскиваем плоскость нашей будущей трубы от края крыши.

Отметим,что при выполнении данной операции появилась ещё одна плоскость, но не стоит беспокоиться, она легко убирается при помощи инструмента «Eraser»/Ластик/Стирка, он второй слева на панели инструментов. При чем при удалении граней происходит объединение плоскостей в одну большую плоскость.

А на этом у меня пока все. Советую Вам закрепить Ваши знания путём добавления несложных деталей, таких как дверь, ступеньки и окна. Всё это легко вы можете создать при помощи рассмотренных в статье инструментов.

Если у Вас всё ещё остались вопросы или хотите поделиться успехами, то задавайте их и делитесь ими в комментариях, если Вам было полезно данная статья, то поделитесь ею со своими друзьями, за репост буду признателен.
Спасибо, что дочитали до конца и всего хорошего!

До новых встреч на страницах моего блога!

Понравилась статья? Поделись!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *